Света Солдатова (pyzhik_chizhik) wrote,
Света Солдатова
pyzhik_chizhik

Прогулка по Шелковичной

Оригинал взят у galinaaksyenova в Прогулка по Шелковичной



Сто лет назад улица Шелковичная в Киеве действительно была засажена шелковицей. Она и сейчас кое-где сохранилась. Летом черные ягоды шлепаются на горячий асфальт и оставляют темные пятна на фасадах исторических зданий с мемориальными табличками.

Сто лет назад это был престижный район Киевские Липки, где в начале прошлого века селились богатые купцы, промышленники, крупные чиновники.
Здесь жили очень известные в Киеве люди. И заказывали они проекты своих особняков очень известным киевским архитекторам. Архитектор может или навязать свое видение или полностью пойти на поводу у заказчика. Что правильнее?

Это не новое противоречие - вкус архитектора против вкуса заказчика. Заказчик далеко не всегда склонен понимать и воспринимать передовые архитектурные идеи. В 1934 году американский архитектор Френк Ллойд Райт построил свой гениальный "Дом над водопадом" для семьи миллионеров Кауфманов. Заказчики так и не смогли понять и полюбить этот дом - да, удобный, рациональный, по тем временам немыслимо-новаторский, но неуютный для них.



Другой, киевский пример: свой "Дом с химерами" Городецкий строил по собственному проекту, надеясь выгодно сдать или продать в нем квартиры. Но бурная фантазия архитектора только озадачивала и распугивала потенциальных заказчиков - затея не принесла ничего, кроме убытков.



Бывает и по-другому - заказчик точно знает, что хочет, и, как в фильме "Бумбараш", просит "А ну нарисуй мне кунгуру!" И архитектор пытается построить требуемую "кунгуру" так, чтобы хотя бы не было стыдно перед знакомыми.

Два здания с фотографии известны многим киевлянам. Два особняка - два радикально разных стиля отношений заказчика и архитектора.



Особняк с куполом, похожий то ли на романский замок, то ли на грузинскую церков - "Дом с кошками", архитектор П.Ф. Алешин.



Дом с жезлами Меркурия на фасаде (издали видно, что владелец из купеческого сословия) за радикально-коричневый цвет фасадов называют Шоколадным домиком. Построен при участии архитектора В. Николаева.



Дом с кошками был построен в 1911-1913 году по проекту П.Ф Алешина по заказу дворянина Н.В. Ковалевского. Н.В. Ковалевский, выходец из Гродненской губернии, служил чиновником по особым поручениям при киевском генерал-губернаторе.

Фасад ассиметричный, по-разному воспринимается с разных точек. Мотивы романской архитектуры придали ему вид старинного феодального замка. А аскетично-серые стены только кажутся гранитными: облицовка фасада - снизу гранит сверху искусственный камень из бетона. В Киеве такой прием впервые использовал Городецкий.

Продуманы все детали - даже водосточная труба утоплена в стену чтобы не бросать тень на фасад и не разбивать архитектурный объем.



На карнизе лица и морды. Кошачьи морды над окнами имеют портретное сходство с самим Алешиным. А башня - не архитектурное излишество, а возможность обыграть острый угол, под которым пересекаются улицы.



Первый этаж был парадный с зеркальным бальным залом, большой строловой и кабинетом. Возле кабинета была пристроена крохотная комнатка - имитация купе железнодорожного вагона. Узенькое окошко, полки, плафон на потолке, ланкруст на стенах... Комнатка эта - прихоть хозяина - в память о первой встрече с женой, с которой он познакомился в поезде. Рассказывали, что был даже встроенный механизм, раскачивающий комнатку и имитирующий движение поезда. Но при реставрации в 80-е годы он обнаружен не был.



На чердаке были оборудованы сушилка для сухофруктов и коптильня. А еще там репетировал домашний оркестр - звуки в жилые комнаты не доносились. Во дворе конюшня на два экипажа. И - по моде того времени - корова. Парное молоко детям - этим увлекались (Кстати, в "Доме с химерами" корову тоже держали). Даже помещение под двором использовалось - под погреб и дровяной сарай.



Отопление было панельным водяным плюс проточная механическая вентиляция с подогревом и увлажнением воздуха - прототип современных кондиционеров. В доме был лифт. Да, собственно, в доме было все - продуманная эргономика (хотя в то время еще и понятия, наверное, такого не было), огромные пустые залы, строгая, выполненная на заказ мебель.
Не было уюта - не любили хозяева этот дом, не нравились им пустые рационалистичные, продуманные до мелочи интерьеры. Возможно, дом просто был слишком огромным для маленькой семьи.

Сейчас здесь службы Администрации Президента. Посетителей не пускают - а жаль. Но реставрацию, говорят, сделали, хотя и не без потерь.



Шоколадный домик построил купец первой гильдии С.С. Могилевцев, руководствуясь исключительно собственным вкусом. Странный цвет для фасадов, но благодаря ему все эти львиные морды на фасаде и жезлы Меркурия с крылышками и правда кажутся отлитыми из фигурного шоколада.

Особняк строился при участии архитектора В. Николаева - того самого, который руководил достройкой и внутренней отделкой Владимирского собора.

Киевский купец первой гильдии С.С. Могилевцев занимался лесоторговлей. Был щедрым благодетелем - главный его подарок Киеву Дом учителя, на который он пожертвовал 500 тысяч рублей ( за что был возведен в дворянское звание - "вне правил, за выдающуюся деятельность на пользу народного просвещения". А архитектором Дома учителя был П.Ф. Алешин).

Могилевцев был одинок. Для кого же строился такой дом, к тому же нежилой? Киевские сплетни утверждали, что для встреч со знатной и замужней дамой. Это ж надо для тайных свиданий построить дом в самом центре Киева! Скорее все же дом строился для общественнных приемов - Могилевцев был известным благотворителем и общественным деятелем и вел активную светскую хизнь.

Каждая комната оформлена в своем стиле - готическая столовая с мебелью, барочный зал, будуар в стиле модерн, русский кабинет.




Не пошло, Боже упаси, за такие-то деньги! Но все же где-то на грани хорошего вкуса.



Будуар в стиле модерн - на потолке головка Сары Бернар с афиши Альфонса Мухи, фриз из золотых ирисов. На стенах роспись маками и васильками - местные, так сказать, традиции.






Даже витражи частично сохранились - им удалось пережить и разгром в революции, и Великую отечественную и - самое страшное - детскую художественную школу и шахматный кружок, находившиеся в этом помещении.



Двери в каждой комнате изготовлены на заказ.



Русский кабинет - в росписи стен и потолка использованы мотивы узоров царской пятирублевой купюры - купцу они должны были особенно радовать глаз.



Сохранились уникальные резные подоконники - я нигде таких не видела. К счастью, сохранился и паркет - в каждой комнате разный и повторяющий рисунок потолка. Но чтобы показать полы, нужно настелить специальное профилактическое покрытие. А это дорого.



Курительная комната в мавританском стиле - сохранился деревянный кесссонный потолок и сложнейшие гипсовые панели на стенах. Но все это еще предстоит реставрировать.





В этом домике хозяин собрал уникальную библиотеку по искусству - она почти вся пропала в революцию. Не сохранились ни японская комната, ни уникальная мебель, изготовленная на заказ.

На лестнице - огромное зеркало. Просто удивительно, что оно смогло пережить все бури, пролетевшие над домиком. Когда началась реставрация, зеркало хотели заменить, но не нашли ванны такого огромного размера, чтобы изготовить новое.

И вот такие птицы над входом. Забавные.



Жил Могилевцев одиноко, скончался в 1917 году, завещав огромное состояние многочисленным племяникам.

Рассказ скорее из серии городских легенд: когда в гражданскую здесь квартировался Каганович, он приказал установить на втором этаже ванную, а белый зал перекрасить в черный цвет.

В 1927-1934 году в особняке, тогда уже поделенном на квартиры, жил известный украинский археолог Н.О.Макаренко - тот самый, который своим вмешательством спас от уничтожения Софийский собор. А чуть позже отказался поставить подпись под актом на снос Михайловского собора, и был за это репрессирован.

А в 1934 году особняк был реконструирован по проекту П.Ф. Алешина - все таки он приложил к нему руку!

Вот так и стоят рядом уже сто лет два дома как воплощение двух разных стилей отношений заказчик-архитектор. Киевлянам нравятся оба. Кто прав? Не знаю - ведь даже время не рассудило.

Не мои фото стянуты отсюда.
Tags: Вспомнить всё!, Киев, славный перепост
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments