Света Солдатова (pyzhik_chizhik) wrote,
Света Солдатова
pyzhik_chizhik

Одушевление 8

Перепостила, чтобы проштудировать :)

Оригинал взят у alexander_pavl в Одушевление 8
Ещё не установилась историческая дистанция в отношении анимационного кино 90-х годов, ещё ходят в «молодых и подающих надежды» тогдашние дебютанты, но всё же возможно подвести некоторые итоги десятилетия.

mtv Anijam 1 Alkabetz

В девяностые годы в мире анимации произошло три революционных изменения, радикально развернувших развитие этой области искусства в новых направлениях.

Во-первых, появился телеканал MTV. Вообще-то, появился он в 1981 году, но имел чисто региональное значение. Выход на международную арену произошёл в 1987 году, а реальные последствия воздействия телеканала стали сказываться в 90-х. Непрерывный поток визуальных образов, связанных с музыкой, радикализировал анимацию. Не случайно первым клипом, показанным на MTV Europe, стала компьютерная анимация «Money for Nothing», снятая по настоянию редакции телеканала вопреки возражениям авторов песни и вышедшая на уровень мегахита. MTV стал регулярно включать в свою программу новейшие анимационные фильмы, часто - специально заказанные для этого случая. В анимацию вернулся сюрреализм, сюжет анимационных фильмов резко ушёл на второй план, темп ускорился, стиль движущегося изображения стал доминировать над смыслом. Вообще, повествовательные тактики 70-х и 80-х годов как-то очень быстро стали воспринимать архаикой, их даже не пародировали, от них отвернулись с равнодушием.

Money_for_nothing liquidTV

Изменилась и аудитория анимационных фильмов. Теперь их смотрели не дети и киноэксперты, а многомиллионные массы молодых людей, которым было наплевать на высокое искусство фестивального уровня, которые хотели развлекаться – и только. Воплощением новой аудитории анимационного кино стали Бивис и Баттхэд, два придурка, плохо нарисованные и ещё хуже анимированные, которые непрерывно комментировали бесконечный поток музыки, слитой с изображением. Этими кривыми, но забавными персонажами символически обозначался категорически отказ от академизма в анимации.

beavisandbutthead

И в самом деле, звездами 90-х становятся, например, Дон Хертцфельдт и Билл Плимтон, мультфильмы которых исчерпытваются изображением актов садистического насилия, намного более свирепого и бессмысленного, чем, скажем, у Текса Авери. Это более чем анархизм, это садизм в чистом виде, у Дона выраженный в стиле «точка-точка-два-крючочка», а у Билла – в тщательной, почти порнографической проработке изображения.

don 01 bill don 02

Избиения, изнасилования, убийства, расчленения, каннибализм на канале MTV шли сплошным потоком и, по идее создателей, должны были вызывать у зрителей здоровый смех. Никакой привязки к социальности, в духе 60-х, или контркультурной критики, в духе 70-х, тут не было. Выкалывание глаз, выдирание гениталий голыми руками, жонглирование оторванными головами и прочие садистские выходки в духе «120 дней Содома» оказывались самоигральными аттракционами. На том этапе развития анимационного кино это было важно: разнообразие стилей и разнообразие актов разрушения персонажей подчёркивало фиктивность изображения. Происходила последовательная дскредитация доверия зрителя к показываемому фильму, радикальное «остранение» искусства, о котором в своё время мечтали великие авангардисты. С другой стороны, молодые художники учились не сдерживать свою фантазию и привыкали к мысли, что любое, самое экстремальное, произведение искусства имеет шанс выйти к публике.

PhilMulloy bill_plympton

Впрочем, традиционный фестивальный авангард, равно как и конформистское коммерческое кино, тоже процветали. Это, на самом деле, логично – никакого «вытеснения» одних гениев другими не происходит. Напротив, в условиях «цветения ста цветов» даже старики, признанные таланты, воспаряют духом и обретают «второе дыхание» – если, конечно, у них нет возможности перекрыть молодёжи крантик с кислородом и предаться величавому возлежанию на лаврах в отсутствии конкурентов.

kova 01 kova 02

В частности, процвели аниматоры из бывшего Советского Союза. Наиболее звонко грянули в 90-е годы три художника. Это эстонец Прийт Пярн, о котором я уже писал и о котором писать буду ещё много раз, потому что он хороший, затем сподвижник Александра Татарского, Игорь Ковалёв, автор красивых концептуалистских композиций с фрейдистским подтекстом и тщательно проработанным соц-артовским бэкграундом... Вы знаете, конечно, такие шедевры, как «Его жена курица», «Андрей Свислоцкой» и «Птица в окне».

petro petrov

Третьей же звездой мирового масштаба (на самом деле, первой, самой яркой) вознёсся на небеса выского искусства один из самых мною нелюбимых мастеров – Александр Петров, которого нового поколение зрителей путает с классиком советской анимации Анатолием Петровым. Этот виртуоз анимации из Свердловска очаровывает публику и экспертов живописью на стекле. Его фильмы великолепены по технике и ошеломляюще глупы по содержанию. Это кич, я бы даже сказал – высокий кэмп, выскокодуховное кино.

bronzit bro

Ах, да, я забыл упомянуть Константина Бронзита, работавшего на «Пилоте», потом во Франции – его короткие фильмы идеально вписывались в стиль MTV девяностых годов, он был самым непровинициальным российским режиссёром в мире... Чем он занялся, вернувшись в нулевые годы в Россию, вы сами знаете. Да, этот режиссёр поистине держит руку на пульсе времени!

В общем, параллельно с волной, поднятой MTV, шло дальнейшее развитие неоакадемической анимации, сосредоточенной на том, чтобы нравиться зрителям простодушным и зрителям снобиствующим. Студия Диснея продолжала исправно поставлять в кинопрокат полнометражные музыкальные мелодрамы, исторгавшие потоки слёз у хороших девочек. Канадская Киноакадемия с упорством, достойным лучшего применения, лоббировала своих выпускников на международных фестивалях. В этих линиях развития анимации с восьмидесятых годов ничего не изменилось, хорошие фильмы появляись исправо, но сенсаций не было. Корпорация Дисней, освежённая кражей фильма у Ричарда Вильямса, стала интеллигентней, тоньше, но старой доброй тоталитарности не утратила и в 1994 году разразилась одним из самых кассовых фильмов в истории кино – «Король Лев», идеальное воплощение фашистского кинематографа. Фильм пересыпан цитатами из фильмов Эйзенштейна, Фрица Ланга, Лени Рифеншталь (пропущенными через фильтр "Звёздных войн" Лукаса), однако и развлекательный момент не упущен: Герою-Рождённому-Чтобы-Повелевать-Вселенной сопутствуют два клоуна, позаимствованных из «Три негодяя в скрытой крепости» Акиры Куросавы.

Lion-King king

Второе революционное изменение девяностых было связано, собственно, не с анимационным кино, как таковым, а с ситуацией в мире масс-медиа. Это видеореволюция, начавшаяся ещё в предыдущем десятилетии. Теперь всяк, кто желал, мог составить себе домашнюю видеотеку. Даже публичные видеотеки быстро уходили в прошлое на фоне стремительной дифференциации индивидуальных вкусов. Необходимость посещать кинолектории в киномузеях и смотреть только то, что лектор сочтёт необходимым показать, исчезла. Кто хотел изучать анимацию – мог изучить её, не выходя из дома. Таким образом оказался заложен фундамент следующего, нулевого десятилетия.

nausi porco

А третья революция в анимации связана с выходом на международную арену японских аниме во второй половине десятилетия. Разумеется, японцы снимали мультфильмы уже давно, со времён Второй Мировой войны. И, разумеется, специфически японский стиль анимации сформировался задолго до девяностых годов. Более того, шедевры Хаяо Миядзаки, и посейчас ценимые в качестве шедевров, были сняты в восьмидесятые годы: «Навсикая из Долины Ветров», «Небесный замок Лапута», «Мой сосед Тоторо». Фильмы Миядзаки значительно опередили развитие мировой анимации. Темы фильмов, эстетика, темп повествования – до этого анимационное сообщество доросло только к концу последнего десятилетия двадцатого века.

aki 2 perfect-blue

Разумеется, культ аниме не исчерпывался одним Миядзаки и, скажем, «Акирой» Катзухиро Отомо. В видеотеки мира потоком хлынули японские фильмы самого разного качества, всех их объединяло одно: они совершенно иначе, не так как американская или европейская анимациия, подходили к самому процессу рассказывания историй. Отныне манера повествования в анимации – хочется нам того или нет – сменились. Современная анимация – хотим мы этоно или не хотим – должна оглядываться на опыт работы Миядзаки, Отомо и Затоичи Кон. Более того, я полагаю, что именно влияние аниме (не манга) спровоцировало стремительный рост популярности графических романов.

aki

В этих заметках я попытался уйти от персоналий и сосредоточиться на тенденциях развития анимации в 90-х годах. О каждом из упомянутых авторов и о множестве неупомянутых я мог бы говорить часами, но наметить общую линию мне казалось важнее.
Tags: art, illustration, кино-любимое, славный перепост
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments